Главная » 2010 » Сентябрь » 13 » Мы новый «Детский мир» построим
21:22
Мы новый «Детский мир» построим

В течение шести лет владелец центрального «Детского мира» обсуждал с московскими властями перспективы превращения магазина в торгово-развлекательный центр нового типа. С многозальным мультиплексом, ресторанным двориком, игровым центром и прочими доходными развлечениями, которые могли бы превратить "Детский мир" в этакую "Мегу", но под стенами Кремля.

Однако быстро это сделать не удалось: в 2006 году здание признали памятником архитектуры. От идеи его перестройки вроде бы отказались. Однако, предъявив Государственному управлению по охране памятников Москвы результаты экспертизы МГСУ (Московского государственного строительного университета), признавшей 30% конструкций здания аварийными, а 50% находящимися в неудовлетворительном состоянии, хозяева "Детского мира" продолжали проводить конкурсы проектов по реконструкции. Пообещав, что внешний облик здания не изменится.

В итоге остановились на проекте ОАО "Система-Галс". "Построенный полвека назад магазин ни разу не реконструировался, - объясняет президент компании Феликс Евтушенков, демонстрируя план перестройки. - Здание универмага устарело не только морально, но и физически. В нынешнем состоянии оно не соответствует современным технологиям торговли, требованиям необходимого уровня комфорта для покупателей".


Что изменится внутри?
Сейчас атриум "Детского мира" находится на уровне двух первых этажей. Над ними находится технический этаж. Реконструкция предполагает открыть атриум до последнего, седьмого этажа, - так, как это сделано, например, в "Атриуме" на Курской (справедливости ради отметим, что этот торговый центр нельзя считать шедевром архитектуры).

На 2008 год площадь "Детского мира" - 57,5 тыс. кв.м. После реконструкции ее обещают увеличить до 74 тысяч "квадратов", а торговую площадь - удвоить. По официальным данным сегодня она составляет 19 тыс. кв.м, однако сотрудники "Детского мира" утверждают, что, с учетом того, что сегодня задействованы коридоры и прочие помещения, изначально для торговли не предназначенные, реальная торговая площадь приближается к 25 тыс. кв.м.

Атриум, от которого разворачиваются торговые ряды, согласно проекту реконструкции, увенчает стеклянный купол. Появятся новые эскалаторы, лифты, доступные для покупателей. Будет работать современная система кондиционирования воздуха - сейчас вентиляции в магазине не хватает. Появится подземный паркинг - за счет подвалов.

Для детей обещают устроить развлекательную зону. Знаменитая карусель, которую временно переселят из "Детского мира" в "Мегу -2" на Белой даче, после реконструкции обещают вернуть на место в обновленный универмаг, который должен сохранить свою семейную направленность.

Сохранится также архитектурное оформление фасадов, в том числе рисунок металлических переплетов и профилей со стеклянными заполнениями со стороны Лубянки, Театрального проезда, Пушечной улицы и Рождественки. Всего на реконструкцию планируют потратить порядка двухсот миллионов долларов.

Артем Чубар, обозреватель "Известий", в 1985 году - ученик продавца "Детского мира": "Тетенька подумала, что я манекен"

"В 1985 году я месяц отработал учеником продавца в Большом "Детском мире". Мы как раз закончили восьмой класс, и нас отправили туда на летнюю школьную практику. Если пытаться описать тогдашнюю атмосферу в магазине, то самое точное слово - "ажиотаж". Тысячи людей сражались здесь за "дефицит", который в те времена не покупался, а "доставался".

Почему-то меня тогда отправили работать в отдел готового платья для девочек, причем в секцию, где продавались самые ходовые размеры - для барышень 13-15 лет. Я отыскал укромный закуток, где обычно и затаивался, чтобы скрыть смущение.

От общего коридора нашу секцию отгораживали ажурные металлические барьерчики декоративно-оборонительного назначения. Покупателей, мам и бабушек с дочками-внучками, запускали внутрь группками по 15-20 человек, и они тут же начинали азартно метаться между вешалками и примерочными, стараясь отхватить "самое-самое".

Мое благоприобретенное умение прятаться как-то сыграло со мной шутку. Охваченная покупательской горячкой мамаша впихнула в мой закуток свое чадо, прикрыла ее собой от чужих взоров и, сбросив на меня ворох платьев, скомандовала дочке: "Переодевайся". Тут я пискнул что-то вроде "здесь не примерочная!". Тетенька едва не упала, испуганно выдохнув: "Ох, я ж думала вы - манекен!"

Архитектор Наталья Душкина: "Торговле архитектура не нужна"

Признание последнего творения Алексея Душкина, универмага "Детский мир", опоздало: объявленный аварийным памятник приговорен. О том, насколько легитимен приговор и изношены конструкции "Детского мира", у Натальи Душкиной спрашивала обозреватель "Недели" Ирина Мак.

вопрос: Заходишь в "Детский мир" - и нет ощущения, что вот-вот все рухнет.

ответ: Заявления об аварийном состоянии - чистой воды фальсификация. Здание выполнено с пятикратным запасом прочности, для разрушения одной колонны надо приложить усилие в 15 тонн. По этим перекрытиям можно гнать танки.

в: До сих пор?

о: Да. То есть происходящее - абсолютно разрушение ради разрушения. Сколько стоила разборка гостиницы "Россия"? 60 миллионов долларов. Эту цифру давал Лапидус - человек, который будет возглавлять реконструкцию "Детского мира" как инженер (Азарий Лапидус, профессор МГСУ, председатель совета директоров компании "СУИхолдинг". - "Неделя"). И он же, полемизируя со мной в радио-эфире, сказал, что не только перекрытия, но и наружные стены "Детского мира" потеряли 70% несущей способности.

в: Всего за 50 лет?

о: Да. Причем, вы представляете себе, как тогда строили: по заказу ЦК КПСС, и Фурцева его курировала, и Микоян. Вообразить, что плохо строили - невозможно.

в: Владельцы говорят, что инженерные коммуникации пришли в негодность, - но их же можно заменить?

о: Естественно, если есть желание сохранить сооружение. Есть соответствующие наработки и колоссальный мировой опыт. Более того, в 2005 году Метрогипротранс разработал альтернативный проект реставрации, без разрушения конструкций и интерьеров. Сохранялся центральный атриум, просто открывался до седьмого этажа, как хотел заказчик, адаптировалась инфраструктура. Проект был представлен хозяевам здания, но уже существовали разрушительные проекты реконструкции, со всеми этими "воронками" на семь этажей и стеклянными "шляпами".

в: Настолько я знаю, и сегодня на крыше предполагается сделать стеклянный купол - этакий "наш ответ Рейхстагу"?

о: Я слышала, что он будет круглым и утопленным внутрь. При этом говорят, что не хватает торговых площадей. Я на это отвечаю: здание - каркасное. То есть нагрузку несет каркас. Если снять перегородки, площадь можно использовать. Но при реабилитационном подходе проект дороже, чем если все построить заново.

в: Но давайте будем объективны. Разговоры о реконструкции "Детского мира" идут лет 20.

о: В 1980-х этой проблемой занимался Курортпроект, но тогда цель была привести все в порядок. Сейчас на интерьеры страшно смотреть: здание все эти годы просто гноили. Чудовищные ларьки, выбитые двери - все заменены пластмассовыми. А были штампованные алюминиевые, тяжелые, и теплый поддув воздуха, и зеркала при входе, справа и слева: вы входили в гигантское пространство. Это был стиль эпохи, дух времени. Ар-деко уничтожили - сделали какие-то арочки, облицевали полированным гранитом, стали судорожно менять плитку. Мраморные колонны со штампованными латунными ордерами зашили в гипсокартон.

в: Коробку здания владельцы обещают оставить.

о: Я в это не верю: удержать фасады на семь этажей, да еще на наклонной поверхности стоит колоссальных денег...

в: Плюс подземная парковка.

о: При том что есть два "родных" подземных этажа, где можно сделать парковку. Тот же Метрогипротранс разработал и утвердил, согласовав с соседним сооружением, строительство под Лубянской площадью торгового центра с парковками. Была договоренность о пропорциональной парковке для "Детского мира". Но никто этим проектом не воспользовался.

в: Однако "Детский мир" - памятник, а следовательно, его нельзя реконструировать - только реставрировать.

о: Да, и в первоначальном варианте документа комиссии Управления по охране памятников Москвы памятником признавалось все здание, с интерьерами, деталями облицовки и т.д. Но после того как заказчик понял, что закон разрешает только реставрацию, стали срочно менять предмет охраны. Мне даже не разрешили ознакомиться с протоколом заседания, на котором приняли решение об аварийном состоянии здания. А предметом охраны признали только габариты и параметры здания, авторский рисунок фасада, витражей и перекрытий. И функцию - магазин не может быть перепрофилирован. Из предмета охраны ушла субстанция: двухсветный атриум, интерьер, детали, материал - дерево, латунь. Все это выдавлено, как сок из соковыжималки. Я пыталась узнать, кто проводил исследования состояния конструкций, - не удалось. Видимо, исследования тоже подгоняли под проект.

в: Но есть же в мире удачные примеры реставрации знаменитых универмагов?

о: Конечно. В Нью-Йорке и Чикаго есть сеть знаменитых магазинов Maicy's, в которых все архитектурные формы сохранены. В том же Harrod's в Лондоне, несмотря на незначительные изменения, сохранена и архитектура, и дух времени. Я уже не говорю о таких местах, как Printemps, Galleries Lafayette или Samaritaine в Париже, - все это памятники, состояние которых поддерживают. Конечно, установили системы кондиционирования воздуха, поменяли инфраструктуру - за этим всегда нужно следить из-за огромного наплыва людей. Меняется мода на дизайн, на выкладку товаров. Но материалы, стиль зданий кардинально не изменились.

в: Новый "Детский мир" будет из новых материалов. Какой же это памятник?

о: Такой, как "Военторг", покрытый блестящей плиткой - между прочим, для "Детского мира" году в 2004-2005-м тоже заказывалась в Японии блестящая плитка.

Я понимаю, что будет с магазином после того, как его закроют. И что вырастет на его месте. И хочу напомнить: "Детский мир" всегда был магазином сверхсоциальным. Туда мог зайти любой человек, найти там что-то по своему вкусу и своим возможностям. Все большие магазины центра Москвы, все пассажи - ГУМ, Петровский пассаж, ЦУМ изначально задумывались как общедоступные места. Так и "Детский мир". А теперь будет такой новый ЦУМ - закрытый и дорогой.

На днях прочла статью о "Детском мире" в одной из газет. Там много ссылок на слова владельцев "Детского мира", из них я узнала, что две трети торговли будущего магазина будет вовсе не для детей.

в: Вы видели последний проект реконструкции?

о: Нет.

в: Но с предыдущими проектами вы знакомы? Что они предполагают, помимо девяти кинозалов, ресторанного дворика и т.д.?

о: По тому проекту, который видела я, например, менялись местами лестницы - их должны были установить в круглых башнях по углам магазина. Когда я возмутилась, мне ответили: "А ваши лестницы вообще не соответствуют пожарным нормам". Что за ерунда! Весь смысл этих лестниц как раз в том и состоит, что они расположены у огромных витражных окон. Человек смотрит на город, который раскрывается перед ним по мере подъема.

Теперь города, правда, не видно, - со стороны Лубянки все закрыто рекламой. Для торгового процесса им архитектура вообще не нужна n

Наталья Душкина - профессор, завкафедрой МАрхИ, специалист по охране памятников и основатель Международного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века. Кроме того, Наталья Олеговна внучка архитектора Алексея Душкина, построившего в соавторстве с Гордеем Аквилевым и Ириной Потрубач "Детский мир". Душкин построил высотку у Красных Ворот вместе со станцией метро под ней (это был уникальный проект - здание и станция строились одновременно), станции метро "Маяковская", "Кропоткинская", "Площадь Революции", "Автозаводская", "Новослободская" и знаменитый сочинский вокзал. Все они безоговорочно признаны памятниками архитектуры.

Владимир Соломонов, заслуженный строитель России, завлабораторией температуростойкости и диагностики бетона и железобетонных конструкций НИИ ЖБ им. Гвоздева: "Достаточно просто поменять унитазы"

"Все, что пишут по поводу изношенности конструкций "Детского мира", - ерунда. Конструкции в идеальном состоянии: ни повреждений, ни протечек. Вода очень разрушает строительные конструкции, если бы имели место протечки, было бы заметно - отваливалась бы штукатурка и облицовка снаружи, по периметру установили бы сетки, чтобы ловить упавшие кирпичи. Но нет же ничего, не к чему придраться!

В поисках признаков изношенности здания я спустился и в подземную часть, где расположены гараж и прочие технические службы. Бетон и там не потерял своих прочностных свойств. Нет механических повреждений, выколов, трещин, протечек, обнаженной арматуры. Обнаженная арматура начинает ржаветь, и это бывает опасно, - но здесь никакой коррозии!

Знаю, что говорю: я руководил обследованием после пожара конструкций Останкинской башни, Белого дома после расстрела, КамАЗа после пожара 1993 года. Поверьте, я в состоянии по внешнему виду оценить состояние сооружения. Оно превосходно.

Нам говорят: по результатам экспертизы дом в аварийном состоянии. Пусть покажут, что за экспертиза! Но не показывают. Говорят: вентиляция плохая. Естественно, 50 лет прошло - необходимо сделать ремонт. Достаточно просто поменять унитазы, а перекрытия оставить в покое".


Источник: Финансовые известия | Ольга Гагаринская

Категория: Персоны | Просмотров: 909 | Рейтинг: 0.0/0

Читайте также:

Проектно-изыскательские работы
Перечитывая заново
Почерк лидера
Клеёная древесина в строительстве
Элитное жилье советской эпохи