11:08 История витража | |
Слово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло) и заняло свое место в русском языке к первой трети XX в. Так называли просвечивающиеся стеклянные картины, выполненные, как правило, в технике классического свинцово-паечного витража, т. е. собранные из кусочков стекла в свинцовом переплете. По мере развития витража в качестве оправы стали использовать латунный, медный, алюминиевый, пластмассовый и другие профили, а также медную фольгу, клейкую пленку и многое другое, в зависимости от задач, поставленных перед витражным перекрытием. В некоторых случаях стекло или часть его заменяли природным камнем, раковинами, слюдой, оргстеклом, тонким фарфором, пластиком и другими материалами. Поэтому уже к середине XX в. понятие "витраж" расширилось. Появились пескоструйный, травленый, клееный витражи, а также различные имитации - более дешевый вид украшения оконных проемов. Имитации исполнялись на пластмассе, целлофане или бумаге, которые могли и не наклеиваться на стекло. Здесь использовались безобжиговые краски и имитация свинцовых переплетов. В последнее время стало модным называть витражом остекленные многосекционные конструкции рам и перекрытий, которые сами по себе могут иметь сложные формы и лишь издалека напоминать рисунок медальонов готических витражей или жилки оправы, скрепляющей стекла. Известно, что любое помещение требует своего цветового наполнения. Обычно эту функцию несут обои, ковры, светильники, картины или панно. Витраж-элемент декора, который способен внести один из наиболее ярких и решающих акцентов в цветовой ансамбль. В нем можно сконцентрировать практически неограниченное количество цветов и оттенков, необходимых для того, чтобы разнообразить самый тусклый интерьер. Витраж - это сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом (наборном) витраже отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, соединяют между собой профилем из свинца, меди или латуни. Чем богаче фактура стекла, тем красивей и эффектнее витраж. Солнечные лучи, преломляясь, заставляют стекло гореть яркими сочными красками, делая его всякий раз новым и неповторимым. Роспись в классическом витраже выполняют специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается долгие годы. В конце позапрошлого века была изобретена новая технология сборки, получившая название "Тиффани", по имени ее создателя. По ней каждая стеклянная пластина оправлялась фольгой, затем разрозненные стекла спаивали друг с другом. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков. Спечной витраж или фьюзинг - витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки). Мозаичный витраж - наборный, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение - может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используют отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др. Наборный витраж - простейший вид витража, как правило, без росписи, который создают на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол. Пескоструйный витраж - вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненых, прессованных стекол. Свинцово-паечный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое. Травленый витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. Фацетный витраж - витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света), требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т. к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей. | |
|
Читайте также:
Новый дом. Цена вопроса |
Без долгостроя и больших затрат |
Клумба в торговом зале |
Можно ли устроить сауну дома? |
Мифы современной недвижимости |