Столица всегда гордилась своими выставками. Впрочем, удивляться не приходится, поскольку Москва сама была и остается «витриной» страны. В последнее время среди художественных, промышленных, научных и сельскохозяйственных экспозиций особую актуальность приобрели выставки, посвященные рынку недвижимости. Они проходят в Гостином дворе, Манеже, ЦДХ и в Центре на Остоженке.
Венецианский атриум рядом с Кремлем
В редком российском городе нет "торговых рядов". Как правило, они расположены в центре города, не раз перестраивались за столетия своего существования, а сегодня представляют собой одновременно и памятник истории, и торгово-выставочный комплекс. В Москве это известный Гостиный двор, построенный еще в XVIII веке. Он предназначался исключительно для ведения бизнеса (торговые точки, конторы купцов и склады), но использовался и как место проведения общественных собраний.
Впервые Гостиный двор перестраивали при Екатерине Великой. Трудно сказать, чем обернулись бы замыслы императрицы, но реконструкцию возглавил знаменитый итальянец Кваренги. В результате его работы Торговые ряды остались собой, но обрели архитектурное изящество, и теперь их было не стыдно и гостям показать.
Больно вспоминать, во что превратили Гостиный двор времена социализма. Хотя во времена перестройки здание активно использовали в соответствии с историческим назначением: на момент начала реконструкции в нем было около 300 арендаторов.
Идея комплексного восстановления Гостиного двора витала в воздухе не один десяток лет, и только в 1995 году дело сдвинулось с мертвой точки. Был создан коллектив из реставраторов, архитекторов, проектировщиков, представителей Министерства культуры и правительства Москвы. Здание восстанавливалось по проекту главного архитектора Москвы Александра Кузьмина.
После реконструкции историческая постройка сохранила свою самобытность, став одним из престижных выставочных центров столицы. Теперь в Гостином дворе есть амфитеатр, трехъярусные галереи и двадцатиметровой высоты атриум, а выставочная площадь составляет 13 тыс. кв. м. Кстати, атриум Двора считается одним из лучших в мире. Сами архитекторы сравнивают его по размерам и очертаниям с "коллегой" - венецианской площадью Сан-Марко.
Сейчас в Гостином дворе проводят выставки и концерты. Причем с каждым годом площадь комплекса пользуется все большей популярностью. Например, Монтсеррат Кабалье уже дважды собирала полный Двор своих поклонников. В декабре 2002 года Гостиный двор предпочла VII Международная выставка "ДОМЭКСПО", называемая специалистами самой универсальной и представительной среди экспозиций такого уровня. По оценкам самих участников и гостей выставки, она "сильно похорошела в интерьерах Гостиного двора". Ранее это мероприятие проводилось на ВВЦ.
«Просветление на Крымском валу»
Второго ноября 1979 года открылся выставочный центр на Крымском валу. Уже в первое десятилетие существования ЦДХ здесь прошли выставки Роберта Раушенберга и Джеймса Розенквиста, Сальвадора Дали, Ив Сен-Лорана и Картье Брессона. С 1998 года в ЦДХ стали проводить ежегодный Московский Международный художественный салон с участием европейских галерей.
В середине 90-х ЦДХ сменил свою строгую "музейную идеологию" и открыл залы для специализированных выставок. Проведение выставок архитектуры, дизайна, моды и рекламы на Крымском валу - в первую очередь вопрос выживания. Однако, поскольку руководство ЦДХ (две трети здания которого являются собственностью Третьяковки!) свято хранит музейный дух, то и выставки отбираются "соответствующие профилю и стилю своим художественным или гуманитарным содержанием". На данный момент содержание обнаружено в экспозициях "Антикварный салон", "Дизайн и реклама", "Архитектура и дизайн" и "Недвижимость в ЦДХ". Последняя ежегодная экспозиция привлекает крупнейших столичных застройщиков и часть риэлторов. Может быть, дело здесь в том, что "музейная" аура ЦДХ придает меркантильным интересам купли-продажи недвижимости некий налет аристократизма.
Авторы проекта ЦДХ Николай Сукоян и Юрий Шевердяев построили здание в треугольнике между Москвой-рекой, Садовым кольцом и Мароновским переулком. Поскольку ранее на месте комплекса было болото, то столичные архитекторы окрестили этот треугольник "Бермудским". Название полностью соответствует современной ситуации: все планы по реконструкции ЦДХ и новые проекты перепланировки парка Искусств засасывает глубокая трясина имущественно-правовых взаимоотношений собственников.
Проекты реконструкции самого здания были разные, но большинство тяготели к пристройке колонн, башенок, минаретов, веранды и изменению фасада. Некоторые творцы, вспомнив, что при Екатерине Великой само место собирались отгородить каналом и превратить в остров, пририсовали ЦДХ... корабельную корму. А уж вариации на тему нью-йоркского музея Гуггенхайма создавали все, кому не лень. А вот американцы сразу предложили: снести, а на месте выставки построить офисы, гостиницу и два театра. Пока же идут споры и высказываются критики проектов, здание выставки постепенно разрушается.
Фермы Бетанкура
В отличие от ЦДХ знаменитому Манежу, можно сказать, повезло. В 2017 году зданию исполнится 200 лет, и лучшим подарком к юбилею станет реконструкция, решение о которой уже принято.
Уникальность проекта архитектора Бетанкура в том, что здание было построено без единой опорной колонны, а кровля Манежа держится на бревенчатых перегородках. Строительными работами руководили инженеры Карбонье и Кашперов, а фасад и внутреннюю отделку здания разрабатывал архитектор Бове. Строительство продолжалось ровно полгода и было закончено ко дню торжественного парада войск, который состоялся в ноябре 1817 года. Но в расчетах была сделана ошибка, и через год после строительства фермы пришлось перебирать заново. Следующий ремонт состоялся лишь в 1930 году: трехметровой длины балки ферм просели на метр. Пришлось ставить подпорки, что резко сократило внутреннее пространство Манежа.
Современный проект реконструкции здания предполагает разборку существующих подпорок и монтаж новых несущих конструкций. Потолок сохранят, а в торцовых частях здания сделают специальные проемы, для того чтобы любой желающий мог посмотреть на уникальные деревянные фермы. Внутри воссоздадут первоначальные интерьеры, созданные Бове. Правда, переделка потолка изменит акустику Манежа, но архитекторы настаивают, что для проведения больших концертов Выставочный зал непригоден. Хотя в 1867 году в Манеже состоялся грандиозный концерт, собравший 12 тыс. зрителей. Оркестром и огромным хором (700 человек) дирижировали всемирно известные композиторы Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн.
Выставочное пространство Манежа планируют расширить за счет строительства подземного этажа с... подъемным потолком. Во время больших выставок мы увидим двухуровневый Манеж, а в остальное время - уникальный исторический памятник.
Вплотную к стене здания, прилегающей к Александровскому саду, намечено возвести часовню в память о некогда бывшем здесь небольшом храме Николая Угодника.
В качестве выставочного центра Манеж стал использоваться уже с 1831 года. Именно в нем была знаменитая Политехническая выставка в 1872 году. Сегодня количество выставок самой разной тематики позволяет называть Манеж одной из наиболее востребованных площадок столицы. Именно здесь ежегодно проходит Международная специализированная выставка "Инвестиции. Строительство. Недвижимость. REALTEX-2002". Ее организаторы и участники весьма довольны местом проведения выставки.
Новый вариант пространства
В Москве уже есть прецеденты по возведению выставочных центров нового поколения. Например, "Инфопространство". Концепция Центра на Остоженке весьма проста: любой посетитель должен иметь возможность сразу подобрать себе строительную компанию, дизайнера-архитектора, мебель и предметы интерьера. Автором фирменного стиля всех 2000 кв. м "Инфопространства" выступил известный графический дизайнер Владимир Чайка.
Внутри центр разделен на галереи. В Галерее недвижимости можно выбрать вариант будущего жилья, в Галерее архитектуры и дизайна - оценить работы ведущих дизайнеров Москвы, а в Галерее строительных услуг представлены лучшие компании, занимающиеся комплексным ремонтом и специализированными работами.
Всемирная библиотека мебели и предметов интерьера содержит каталоги производителей мебели и портфолио дизайнеров и архитекторов. В "Инфопространстве" проходят презентации объектов недвижимости, работают персональные выставки дизайнеров, архитекторов, центры независимой экспертизы строительных работ и услуг по страхованию и по кредитованию.
Выставочный центр такого уровня решает главную задачу - создать условия для свободного обмена информацией и решить проблему выбора в короткие сроки.
Источник: Квартирный метр | Ксения Духова