На протяжении почти десяти лет Берлин живет славой столицы европейского авангарда. Считается, что здесь сосредоточены наиболее актуальные музыкальные, дизайнерские и вообще художественные силы, а в квартале Митте трудится самая богемная часть Европы. Так это или не так, можно убедиться в эти дни, посещая мероприятия, организованные Сенатом Берлина в Москве, среди которых есть и две выставки, посвященные архитектуре и дизайну, которые проходят сейчас в Музее архитектуры.
«Дизайн Берлин» представляет несколько десятков совершенно различных решений - от архитектуры и интерьеров до мебели и обуви. К последней принадлежит протез на роликах элегантной формы, который открывает выставку и который - если верить видеосопровождению - чрезвычайно удобен. Видео помогает оценить и объект, названный авторами Realities united («Соединенные реальности»). Данный агрегат создан для берлинцев, в домах которых нет балконов. Дизайнеры помогают страждущим следующим образом: вносят на третий этаж громадную балку-рельсу, прикрепляют к стене, а на нее устанавливают кресло, в которое сажают скучающего берлинца. Передвигаясь взад-вперед по балке с помощью канатиков, берлинец - то ли наигранно, то ли действительно - подчеркнуто взволнован. Но вот пара человек внизу помахали ему рукой и прошли, уехала машина телевидения - и балкон уже можно разбирать, концерт окончен. Сколько подобных балконов установили в Берлине - неизвестно.
Поначалу проблемы, которые решают берлинские дизайнеры, кажутся надуманными, однако для немецкой культуры характерен интерес к «приятным мелочам». Детализация комфорта, который уже не ограничивается предметами первой необходимости, соответствует возможностям современной Германии.
Авторы упомянутого протеза с роликами - группа «е27» предложила связывать люльку-качалку и кресло-качалку в единый ансамбль: так маме и дочке будет удобнее засыпать. Рядом представлены диван и кресло, составленные из подушечек с гелем, и квадратные парта со стулом, сделанные из некрашеной фанеры.
Одной из самых очаровательных безделушек является проект футуристического дома Loft cubes (studio Aisslingen) - компактный обтекаемый объем со всеми удобствами. Житель мегаполиса должен только выбрать понравившуюся плоскую крышу и перелететь туда со всем своим скарбом: домик можно переносить на вертолете.
Необычно для выставки дизайна то, что большинство объектов визуально не производят на публику никакого эстетического впечатления. У берлинцев рубежа веков господствуют оттенки серого, грязно-зеленого и вообще пыльного, что для российского глаза выглядит довольно тоскливо. Эта цветовая гамма, воспетая в середине 90-х итальянскими дизайнерами Фольки и Говвони (кстати, бывшими берлинскими сквоттерами) , нуждается в определенном контексте. Для москвичей же представленный берлинский дизайн скорее остроумен, чем красив- он погружен в решение маленьких проблем большого города.
Остроумность сквозит и в названии другой выставки - «Текущий Берлин», разместившейся в соседнем флигеле музея и посвященной архитектурным решениям на набережных главной берлинской реки - Шпрее. Большинство из них вторят сложившейся застройке, старательно вписываются в ансамбль.
Безусловным фаворитом современного Берлина является небольшое здание посольства Нидерландов, возведенное в прошлом году знаменитым голландским архитектором Рэмом Кулхасом. Кулхас, воспитанный, как он любит заявлять, на русском авангарде, решил представительство королевства в соответствии с художественными идеями конструктивизма.
Впрочем, для настоящего конструктивизма здесь дело не доходит: большую часть здания занимают лестницы и переходы - практически недопустимое излишество для архитектуры 1920-х гг. и столь полюбившееся в сталинской архитектуре. А в остальном - постройки Кулхаса желательно видеть живьем, что в скором времени, кстати, станет возможным и для самых убежденных домоседов: его роттердамское бюро ОМА приступило к проектированию жилого квартала в Хорошево-Мневниках.
Источник: Ведомости | Сергей Никитин