23:38 Тест современных пассатижей | |
Удивительно, но факт: каждый ремонтник будет утверждать, что пассатижи - не инструмент для профессионалов. Однако на вопрос, пользуется ли он ими, ответит: "Конечно".Устоялось мнение, что профессиональный инструмент должен выполнять одну-единственную операцию (то есть для перекусывания надо пользоваться кусачками, а для захвата - плоскогубцами), но к пассатижам это как будто не относится: профи-моделей - хоть отбавляй. Вот мы и решили разобраться, что к чему. ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬПассатижи как частный случай шарнирно-губцевого инструмента - изделие, совмещающее в себе функции двух отдельных приспособлений: плоскогубцев и кусачек. Такая универсальность удобна при частой мелкой работе. Однако за это приходится расплачиваться некоторыми ограничениями. Если кусачки - инструмент, условно говоря, расходный (затупил - приобрел новые), то плоскогубцы, по бытовым меркам, почти вечны. Поэтому перекусывающую функцию пассатижей чаще всего задействуют лишь для резания проводов. В противном случае - после контакта с твердыми материалами - режущие части сточатся, и инструмент превратится в плоскогубцы. СТАЛЬСталь, из которой изготавливают пассатижи, в наибольшей степени определяет их рабочие качества. Здесь производители не только выдерживают строжайшим образом состав материала, но и применяют множество специальных технологий обработки, чтобы придать элементам нужную твердость. Например, век шарнирного механизма будет максимальным лишь тогда, когда твердость осевой и внешней деталей одинакова. Губки и режущие кромки дорогих моделей, помимо обыкновенных температурных обработок, часто подвергаются также закалке токами высокой частоты. ПОКРЫТИЕСледующий этап - нанесение на инструмент антикоррозионного состава, чтобы после первого же дождя пассатижи не пришлось менять. Простейшая защита - воронение (синонимы - оксидирование или чернение) стали - состоит в том, что деталь помещают в струю горячего пара, содержащего масла. После этого ее иногда покрывают специальным лаком. Оксидирование замедляет процессы окисления, но не является хорошей защитой при частом намокании. Поэтому черные (вороненые) пассатижи предназначены для работы в цехах. Для "выживания" под открытым небом им нужна защита посерьезнее, например, хромирование (или покрытие деталей содержащими хром соединениями). Такие изделия отличаются стальным блеском. Для придания хромированным пассатижам более привлекательного вида их губки иногда полируют, тогда поверхность обретает характерный отблеск. Редко, но встречается цинковое покрытие. Оно ничем не уступает "хрому", а ударные воздействия переносит даже лучше (цинк мягче хрома). Однако по презентабельности такие образцы явно уступают хромированным. РУКОЯТКИТеперь нужно обеспечить удобный контакт пассатижей с ладонью. Для этого ручки "одевают" в пластмассу. Навскидку все рукоятки можно разделить на однокомпонентные, эргономичные (с резиновыми вставками) и электроизоляционные. У последних материал, как правило, более жесткий, но зато изолирует от напряжения до 1000 вольт. Резиновые вставки эргономичных рукояток делают их более удобными, но вместе с тем увеличивают чувствительность к химикатам (резина - "дело тонкое"). Если вопросы химической стойкости ручек первостепенны, однокомпонентный вариант уместнее. А специально для "химиков" многие производители выпускают модели и вовсе без покрытия рукояток. Важный момент - надежность крепления пластиковых накладок. Образцом, ручки которого проворачиваются или соскальзывают со стержня, работать невозможно. Простейший способ - посадка их на клей, но он может рассохнуться или "растаять" при контакте с растворителем. Этот метод дополняют температурной усадкой пластмассы (иными словами, ее надевают на стержни горячей). Ну и уж совсем редко рукоятки укрепляют специальными штифтами. ОБЩЕЕНа губки пассатижей наносят насечку. От ее размеров и формы зависит, насколько хорошо инструмент будет удерживать деталь. Насечка иногда встречается и с другой стороны от оси (ближней к рукояткам), это позволяет выбирать вариант захвата. Формой губок пассатижи повторяют большой и указательный пальцы руки, сведенные вместе. Геометрия этих инструментов от модели к модели практически не варьируется, изменяются лишь размеры. Общая длина образца говорит о "силовых" качествах инструмента. Все остальные расстояния (от губок до оси, длина насечки на губках, длина режущих элементов и др.) от марки к марке отличаются незначительно. Особый пункт - заточка режущих кромок. Использованием различных ноу-хау фирмы пытаются придать этим элементам те или иные качества: их закаливают по-особому, затачивают под определенными углами и т. д.О качестве конечного изделия можно судить по тому, как оно собрано. В идеале в оси не должно быть люфтов, а рукояткам положено плавно и без усилий разводиться (тогда пассатижами можно оперировать одной рукой). В сжатом положении допускается небольшой (не более десятых долей миллиметра) зазор между губками. Маленькая хитрость: чтобы оценить "незнакомые" пассатижи, посмотрите в фас на сведенные губки. Если вы видите два одинаковой формы правильных прямоугольника, - велика вероятность, что перед вами образец высокого качества. Дело в том, что при производстве на данный нюанс особого внимания не обращают, и верность форм этих деталей говорит о точности проведения всех сборочных операций. | |
|
Читайте также:
Смотреть чтобы строить |
В поисках правильной ориентации |
Все подготовить и лишь потом строить |
Как настоящий мужчина мансардные окна выбирал |
Готовь лес зимой |