Главная » 2010 » Февраль » 11 » Московский колор: стены, окна, крыши
21:11
Московский колор: стены, окна, крыши

Москва - город архитектурных контрастов. Объединить эклектичное городское пространство и создать неповторимый образ мегаполиса можно с помощью цвета, точнее, его грамотного использования в архитектуре.

Цветовое оформление зданий и сооружений напрямую зависит от природных красок той или иной местности. Для России всегда было характерно разнообразие оттенков. Поэтому европейские архитектурные течения, которые попадали в нашу страну, значительно изменяли свою цветовую палитру. Так произошло с барокко: во Франции этому стилю была присуща исключительно серая гамма, у нас он «окрасился» в красный, синий и желтый тона. То же случилось с классицизмом: европейским серокаменным оттенкам мы предпочли желтую охру, пастельные зеленые, голубые и сиренево-серые (жемчужные) в сочетании с белыми деталями. Богатая колористика свойственна архитектуре модерна (рубеж XIX-XX вв.): фиолетовый, синий, голубой, розоватый, бирюзовый - любые цвета, за исключением белого и желтого.

Здания, которые сегодня возводят в Москве, заметно отличаются от домов 1970-1980 гг., не говоря уже об объектах прошлого века. Город меняется, но образ его должен по возможности оставаться цельным. Современные специалисты по строительству пришли к выводу, что разновременные архитектурные пласты необходимо сочетать. Разумное применение цветов как нельзя лучше подходит для выполнения этой задачи.

«В настоящее время мы наблюдаем возрождение многоцветья в архитектуре. Новые здания интересны не только по форме, но и по цвету. Они хорошо вписаны в окружающее пространство и не перегружают его, а, наоборот, придают исконный московский колорит», - считает Юлия Михайлова, главный специалист архитектурного бюро «Арт де факто».

Чисто московский колорит
В 2000 г. в российской столице был создан Центр цвета. Задача его специалистов заключается в том, чтобы выявить и подчеркнуть цветовые характеристики каждого здания в Москве и создать гармоничный городской ансамбль. Для этого всем постройкам заводят колористический паспорт. В нем содержатся все необходимые сведения об объекте, описание его истории и стилевых особенностей. В этот документ включен даже детальный компьютерный чертеж фасадов здания, где цвета всех архитектурных элементов (кровля, стены, цоколь, двери, окна) обозначены специальными индексами московской палитры. Ее разработали столичные архитекторы, выделив из мировой цветовой системы NCS 1500 оттенков, которые используют ныне для создания колорита города.

С помощью московской палитры уже реализованы масштабные колористические проекты. Первые улицы, выкрашенные «по концепции», появились в конце 1990-х гг. - Мясницкая, Сретенка, Долгоруковская и Новослободская. Позднее к ним присоединились Моховая, Покровка, Камергерский переулок, Бульварное и Садовое кольцо.

Каждый из проектов имеет свои особенности. Например, для последовательного планомерного и целостного колористического осмысления отдельных участков Садового кольца использовано ранжирование застройки - выделение объектов по размеру, массе, назначению. Кроме того, многие здания были высветлены из-за сильного загрязнения.

Определить цветовое решение в спальных районах сложнее. Здесь необходимо комплексное колористическое планирование. «К сожалению, концепций, разработанных для новых районов, не так много, - рассказывает Татьяна Семенова, профессор МАРХИ, руководитель Центра цвета города Москвы, - а ведь невозможно гармонично вписать дом в цветовое решение улицы, не зная, какие здания будут построены на ее противоположной стороне».

Я город узнаю по цвету крыш и окон
Цветовое оформление зданий не ограничено фасадом. Еще одна важная составляющая - окна. Сегодня в большинстве московских новостроек устанавливают пластиковые конструкции. Замену старых окон на новые из ПВХ проводят даже в исторических объектах. Такая модернизация прежде всего является энергосберегающей мерой.

«ПВХ-системы - наиболее оптимальное решение с точки зрения теплоизоляции, в том числе в процессе ремонта памятников истории и архитектуры, - считает Рафик Алекперов, руководитель отдела по работе с клиентами ТД «ПРОПЛЕКС». - На мой взгляд, лучшим подтверждением этому служат примеры реконструкции знаковых объектов - Третьяковской галереи, здания Киевского вокзала, Театра на Таганке».

Современные окна не повредят городскому колориту, если пластиковую раму оформить под старину. «Существует немало решений, с помощью которых можно заменить оконные конструкции в историческом здании, не нарушив его облик, - отмечает Р. Алекперов. - Например, оконный профиль, ламинированный под дерево, органично сочетается со старинными фасадами из красного кирпича».

Кровля - еще один аспект цветового решения здания. Но Москва, увы, не может похвастать культурой цвета крыш. Сегодня она практически не развита по причине популярности плоских кровель и высотного строительства. Если же посмотреть на кровельную палитру рубежа XIX-XX вв., то можно обнаружить коричневые, зеленые, серые цвета. В 1818 г. московская Комиссия для строений разрешила красить крыши только тремя цветами: «диким» (темно-серый), зеленым и красным. Черный, который широко использовали ранее, а также другие тона были запрещены. За нарушение этого правила с архитектора и хозяина дома взыскивали штраф.

Такое внимание к крышам неслучайно. Оттенок кровли может многое сказать о городе, его стиле и особенностях. Первое, что мы видим из окна самолета, - это крыши домов и их цвет. Юг Италии, Франции, Испании легко отличить по терракотовым и розово-коричневым кровлям, в основном черепичным. В Англии и Шотландии темно-серые крыши. Азия демонстрирует цвета, практически сливающиеся с земляными (оттенки соломы, бамбука, которыми кроют дома в этих странах).

В Москве оттенки крыш находятся под надзором городского Центра цвета. В колористическом паспорте кровля проходит как элемент архитектуры фасада. «Основной тенденцией при выборе цвета остается контраст с палитрой наружных стен. Например, если кровля темная, то фасад обычно делают светлым, а детали - темными. Если крыша нейтральная, то фасад может быть более ярким, а детали - светлыми», - отмечает Александр Бородавченко, генеральный директор архитектурного бюро «Бородавченко & Гончарова». Медная кровля со временем сама меняет цвет: вначале она имеет розоватый оттенок, затем приобретает черный, а потом покрывается зеленоватой патиной. Это тоже необходимо учитывать при колористическом решении фасада дома.


Источник: НиЦ

Категория: Аналитика | Просмотров: 753 | Рейтинг: 0.0/0

Читайте также:

Новое поколение мансардных окон
А люди – как птицы
Перестройка - дело тонкое
Домострой: дачи и коттеджи "под ключ"
Бревно бревну рознь!