В ближайшее время политика московской мэрии в области реконструкции жилищного фонда может существенно измениться - чиновники приступили к разработке нового закона «О капитальном ремонте многоквартирных домов в городе Москве». Этот документ, судя по всему, будет регламентировать и ход ремонтных работ, и обязательства мэрии по финансированию многомиллиардной программы реконструкции многоэтажек. В конце минувшей недели мэрия за подписью полномочного представителя мэра в Мосгордуме Валерия Виноградова выпустила распоряжение о создании комплексной рабочей группы по разработке законопроекта, а также обнародовала техническое задание с примерным содержанием будущего документа.
Главной новеллой, судя по представленному в техзадании «скелету» будущего закона, обещает стать порядок «предоставления управляющим организациям субсидий за счет средств бюджета города Москвы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов». Именно эта норма позволит чиновникам передать все рычаги управления капремонтом если не в руки самих жильцов, то уж точно управляющим компаниям. Примечательно, что столичные власти уже пытались ввести подобную норму в новой редакции городского закона «Основы жилищной политики». Однако прокуратура Москвы потребовала уточнения формулировки, которая позволяла чиновникам не только передавать бюджетные средства недобросовестным управляющим компаниям, но и полностью освобождала мэрию от обязательств по финансированию капитального ремонта.
Напомним, что нежелавшие ранее делить с кем-либо контроль за расходованием средств на реконструкцию жилищного фонда городские прорабы в прошлом году заявили о возможности передачи своих функций менеджерам многоквартирных домов. Тогда руководитель департамента капитального ремонта Артур Кескинов заявил о необходимости разработки нормативной базы для передачи средств на капремонт товариществам собственников жилья (ТСЖ) или любому другому выбранному жильцами управляющему. Он предупреждал, что городу понадобится не один день на создание таких рычагов, «которые позволят контролировать целевое использование средств». «Платить бюджетные деньги надо тогда, когда они точно пойдут на ремонт», -- говорил распорядитель многомиллиардного бюджета ремонтной кампании города. А из плюсов нового механизма проведения капремонта г-н Кескинов отмечал то, что он позволит горожанам самим контролировать объемы и качество работ в их домах.
Теперь, видимо, подготовка нормативной базы вошла в завершающую стадию. К середине мая, согласно распоряжению мэрии, уже должна появиться концепция документа. А в конце июня законопроект должен быть готов для отправки в Мосгордуму в окончательной редакции.
Как рассказали «Времени новостей» в пресс-службе департамента капремонта, город действительно «принял решение о постепенной передаче денег на капитальный ремонт управляющим компаниям и собственникам». Однако при этом, как уверяют в департаменте, о приостановке действующей городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008--2014 годы речь пока не идет. «Возможно даже, что в связи с учетом дополнительной нагрузки, а с этого года мы отказались от выборочного капитального ремонта и перешли на полный ремонт, который включает 82 вида работ, понадобятся дополнительное время и средства, и программа будет пролонгирована», -- заявили в департаменте. По словам чиновников, процесс передачи функции по проведению капремонта от столичного департамента представителям собственников квартир будет идти постепенно, «по мере готовности ТСЖ и управляющих организаций взять эти деньги и грамотно ими распорядиться». Закон должен предусмотреть в том числе механизмы определения дееспособности ТСЖ и управляющих организаций.
О том, что документ должен «откорректировать городскую целевую программу по капитальному ремонту в части сроков выполнения и жесткой привязке бюджетного финансирования в условиях кризиса и его последствий», заявили в департаменте экономической политики и развития города. «Таким образом, программа по капитальному ремонту жилищного фонда не будет упразднена. Она будет продлена и откорректирована в связи с кризисом и оптимизацией бюджета», -- пояснили «Времени новостей».
Напомним, что реализуемая в городе уже третий год программа капитального ремонта изначально была рассчитана на шесть лет и предусматривала выделение на эти цели 490 млрд руб. В 2008 году на реконструкцию жилья, построенного до 1991 года, из городского бюджета было выделено более 40 млрд руб. Однако чиновники, руководившие массовой реконструкцией жилищного фонда, были вынуждены признать неэффективность распределения госзаказа на капремонт среди подрядных организаций и на ходу регулировали процесс отбора исполнителей. Кроме того, из-за финансовых трудностей бюджет программы стал таять на глазах.
После секвестра бюджета Москвы 2009 года финансирование капитального ремонта «сдулось» с 40,1 млрд руб. до 15,9 млрд. Правда, к концу года, видимо, ремонтникам удалось добрать существенную часть средств. В этом году расходы города на реконструкцию жилья составят порядка 25 млрд руб. Примечательно, что всего в городе полностью отремонтировано лишь 650 домов. А к 2012 году, по прогнозу сотрудников департамента капитального ремонта, будет выполнено только 18% программы, предполагающей реконструкцию 14 тыс. зданий. После выхода в свет нового закона в квитанциях по оплате жилья может появиться дополнительная статья расходов. По крайней мере, как говорится в техническом задании, разрабатываемый документ должен определить «критерии расчета размера отчислений собственника жилого помещения в многоквартирном доме на капитальный ремонт общего имущества». Также законом будет предусмотрен «механизм организации накопления и расходования средств собственников на капремонт в целях предоставления гарантий сохранности данных накоплений и защиты их от инфляции с использованием в добровольном порядке управляющими организациями городских финансово-кредитных инструментов». Как заявили «Времени новостей» в департаменте капитального ремонта, эти расходы неизбежны, так как рано или поздно придется ремонтировать и нынешние новостройки.
Эксперты в области реформирования ЖКХ считают, что Москва несколько опоздала с подобными мерами и пытается изобрести то, что в других регионах уже давно работает. Как заявил «Времени новостей» эксперт фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев, средства на капитальный ремонт необходимо не только передавать собственникам жилья, но и предусмотреть непосредственное, в том числе финансовое, участие жильцов в ремонтной кампании. Только так, по мнению г-на Прокофьева, можно воспитать чувство собственности и ответственности. Однако в этом случае расходование средств и выполнение ремонтных работ должны в обязательном порядке контролироваться жильцами, а не чиновниками или их представителями. «В Москве и ТСЖ, и управляющие компании в большинстве своем контролируются городским правительством, поэтому вряд ли средства будут расходовать эффективнее», -- заявил г-н Прокофьев, отметив, что «за те деньги, которые уже потрачены городом на капитальный ремонт жилья, можно было сделать гораздо больше и качественнее».
Эксперт Госдумы по жилищной политике Галина Хованская полагает, что в условиях сокращения возможностей бюджета Москвы и, в частности, урезания средств на капитальный ремонт эта инициатива мэрии больше похожа на попытку уйти от обязательств перед жителями. «Это надо было делать с самого начала, когда у города были средства. Москва же делала ремонт так, как хотела, независимо от желания собственников», -- заявила г-жа Хованская «Времени новостей». Теперь, по ее мнению, «в силу отсутствия средств никаких гарантий на то, что деньги на капремонт будут выделены в нужном объеме, уже нет».
Источник: Время новостей | Юлия Хомченко