23:30 Дворцы и хижины от кутюр | |
Архитектура загородных домов всегда была полигоном стилевых экспериментов, источником универсальных идей. В современном Петербурге и архитекторы, и клиенты оказались не готовы к внезапно открывшимся возможностям, а те немногие, кто мог совместными усилиями создавать новое, не сразу встретили друг друга на молодом рынке. Исконные понятия очага и крова сохранились только среди работающих на земле, а горожанами были напрочь забыты. В итоге произошло именно то, чего боялись архитекторы, обученные творить только конвейерные «машины для жилья», - в пригородах северной столицы взошли анонимные произведения в духе «все, что я слышал о роскоши». За частной архитектурой еще больше закрепилась роль падчерицы. Первым удачным плодом союза заказчика и исполнителей стал знаменитый дом Сергея Гутцайта, на заре перестройки возведенный под Павловском группой выпускников ЛИСИ. Один из его авторов - Иван Князев продолжает практику на этой ниве, исповедуя регионализм по преимуществу в трактовке ар-нуво. Но утоление спроса на загородную архитектуру пошло вперед каталогами, через редакции которых можно было купить добротные и экономичные готовые проекты потребительского качества. Позже пионеры каталожного проектирования Сергей Орешкин и Игорь Фирсов пришли и к авторской архитектуре, но изначальный коммерческий импульс повел их бюро к более доходным сферам. Виллы и особняки остались занятием для души. Когорта авторов загородных домов постоянно пополняется за счет интерьерных дизайнеров и склонных к самостоятельному творчеству сотрудников крупных мастерских. Тем не менее эту область проектирования уже не назовешь, как раньше, площадкой архитекторского молодняка. Мастера созрели, но круг их узок - не более двух десятков ателье. Изредка к этому жанру обращаются и мэтры петербургской архитектуры, но они творят только для себя и близких друзей. Дом как гриб? Некоторые архитекторы убеждены, что настоящие дома не сооружаются, а произрастают: выпирают из земли, повинуясь обычным факторам формообразования, среди которых рельеф, солнце, воздух и вода плюс ферменты культурной традиции. Занесенные волюнтаристским ветром с австралийских пляжей и неукоренившиеся хайтечные жилища или «замки Луары» резонно кажутся им бутафорскими. По выражению Петра Отлана, «дом врастает в природу, растворяется в ней, одновременно - преобразует ее». На Карельском перешейке превалирует тема «финских хладных скал» и «мшистых берегов» в современных транскрипциях северного модерна. Конечно, если не считать уже неоднократно упомянутого «Версаля», который с северного берега залива неожиданно аукается со стилем резиденций южного берега. Одним из первых занялся эволюцией петербургского ар-нуво Михаил Мамошин, чей проект дома в Репине удостоен премии Всероссийского фестиваля «Зодчество». Его архитектуру автор определяет как «диалог интровертных и экстравертных начал во всех качествах взаимоотношений формы с пространством, пейзажем. Функционально дом - это театр природы, где перемещение солнца творит режиссуру дня». Пропорции отмеченного репинского особняка подобны дачам начала ХХ века, с высоким каменным цоколем и бревенчатыми «теремами».В последние годы наметилась тенденция к изменению этих пропорций - понижению домов вплоть до визуального слияния с рельефом. Отделанный камнем нижний этаж низводится до стилобата, а бревенчатый верх прячется под нависающей кровлей. Ради полного растворения в пейзаже плавно изогнутые кровли кроют гонтом или даже дерном. Под влиянием этих природно-культурологических законов выросли дома Петра Отлана в Солнечном и Ивана Князева в Репине - очень разные по итоговому образу, оба генетически родственны модерну и выведены в горизонталь теми же силами трансформации. | |
|
Читайте также:
Светопрозрачные конструкции в крыше. Зенитные фонари |
Традиции плюс современность |
Выбирайте надежную крышу |
Строительство в цифрах |
Об асбестоцементных трубах |