23:10 Выбирайте надежную крышу | |
Конец - делу венец. Венец строительства - сооружение крыши. Защитить дом от плохого настроениЯ погоды поможет крепкаЯ и надежнаЯ конструкциЯ. Неприступность крыши длЯ осадков, талой воды или испепелЯющего солнца обеспеЧивает кровлЯ и, конеЧно, ее остов - стропила. Крыши бывают двух видов: плоские (бесчердачные) и скатные (чердачные). Первые сплошь и рядом встречаются в городе - в многоэтажных жилых и общественных зданиях, а также сооружениях производственного и сельскохозяйственного назначения. Они состоят из несущей конструкции (железобетонных плит, балок) и водоизоляционного ковра, иногда используется и пароизоляционный или теплозащитный слой. Скатные крыши - прерогатива домов коттеджного типа. Здесь «контент» посложнее: кровля, основание, поддерживающее кровлю, и несущие конструкции - стропила, опирающиеся на внутренние и наружные стены. Любая крыша, не в пример другим элементам здания, подвергается наиболее жестким массированным атмосферным атакам. Следовательно, кровля должна выдерживать периодическое и длительное увлажнение, быть неприступной для резких перепадов температуры, не идти на поводу у коррозии. А стропила обязаны просто стоять намертво: сама конструкция весит немало - прибавьте к этому снег, тяжелым бременем ложащийся на плечи «старушки», ветер, готовый сорвать с головы черепичную шляпку, и людей в кирзовых сапогах - ведь как-то надо крышу чистить и ремонтировать. Если крыша рухнет, то до изоляции или кровли никому дела не будет. Вот и получается, что все завязано на стропила: как помажешь - так и поедешь. На материал для стропильной системы берутся брусья или доски хвойных пород, толщина которых не меньше пяти сантиметров. Древесина должна быть обязательно хорошо просушена и от природы не изобиловать сучками и трещинами. Иногда в строительство идут и бревна, но многие специалисты предпочитают ими не пользоваться, опасаясь их тяжести и большого количества многодельных соединений на врубках, которые ослабляют сечение элементов и уменьшают их несущую способность. Доски куда как практичнее и удобнее в сборке, потому что их соединяют гвоздями с деревянными накладками. Стропила, точно сами крыши, могут быть двух типов: наслонные и висячие. Наслонные - самые простые по конфигурации и примитивные в установке, сборке. Их «кроят» из брусьев толщиной 13-20 сантиметров, из пластин 15/2-20/2, иногда досок толщиной от 5 сантиметров. Необходимое условие их существования - внутренние несущие стены или несущие перегородки. Пары отдельных наклонных стропильных ног опираются нижними концами на наружные стены, а верхними, соединенными друг с другом, - на специальный прогон, поддерживаемый стойками. Основой для стоек являются те самые внутренние стены. Расстояние между ногами обычно от одного до полутора метров. Если они недостаточно прочные или толщина не устраивает заказчика, то для уменьшения прогиба ставят подкосы (перпендикулярные стропилам конструкции) из бревен толщиной 13-15 сантиметров, брусьев или парных досок. Если дом в прямом смысле слова широкий и внутренних несущих стен и перегородок нет, то в дело идут висячие стропила. Требования к ним предъявляются практически те же, что и к наслонным. Простейшая классическая схема представляет собой треугольную пирамиду: стропильные ноги (верхний пояс) образуют две верхние грани, а затяжка (нижний пояс) третью - нижнюю. Элементарная на первый взгляд система немыслима без множества поддерживающих и укрепляющих ее «помощников». Чтобы ноги не прогибались, между ними вводят ригель (дополнительную доску параллельную затяжке). При пролетах более шести метров делается специальная стойка (как и в наслонных), которая называется бабкой. Для равномерного распределения нагрузки от стропил вдоль всей стены в уступы наружных стен укладываются мауэрлаты (опорные горизонтальные брусья). Они должны быть не меньше 18 сантиметров. Таких «деталей» тьма - и одни только термины могут занять целую страницу. На содержание крыши приходится значительная часть средств семейного бюджета, предназначенных на эксплуатацию всего дома. Возникает закономерный вопрос: чему же отдать предпочтение, а вместе с ним и деньги. Трудно делать выводы без конкретного проекта. Но одно можно сказать с уверенностью: при выборе типа стропильного сооружения основной критерий - размер пролетов. Чем шире пролеты, тем безопаснее и крепче должна быть крыша - и, как ни крути, наслонные стропила уверенно держат пальму первенства. Кроме того, они действительно просты в сборке, не требуют сложных механизмов при монтаже и два человека легко справятся с их установкой. С висячими же стропилами придется повозиться. Готовую строительную ферму (треугольную пирамиду) удобнее и правильнее устанавливать с помощью крана, например автомобильного. Тем, у кого его нет, придется изготовленные заранее элементы поднимать по отдельности и собирать прямо на чердачном перекрытии. Да, работа не из легких! Впрочем, каждый выбирает сам. В большинстве случаев тип стропил определяет либо фирма-подрядчик, либо наемная бригада, а хозяина не по-свящают в эти строительные тонкости. Последнее, что касается крыш и, безусловно, стропил, - угол ската. В наших широтах нормативная снеговая нагрузка порядка 100 кг/м2. Немало. Крыша для таких испытаний должна быть не только прочной, но и кривой, в хорошем смысле. Привычный уклон в тридцать градусов - лучший для снеговой шубы. При более крутом уклоне, например в сорок пять градусов, снег легко сползает с крыши, а при значительно меньшем тридцати градусов - сдувается ветром. Имеет смысл направить крепкие стропила высоко в небо, подобно копьям средневековых рыцарей. Как утверждал Аристотель, у всего в мире есть первопричина. Первопричина крыши - стропила. От прочности исходного мате-риала и пропорциональности конструкции зависит покой и безопасность жильцов. Хорошо, когда «под крышей дома твоего» тишина и благополучие, не так ли? Статья получена: www. Zagorod. spb. ru | |
|
Читайте также:
Прислушайся к своей земле, или О чем надо подумать при строительстве загородного дома |
Налейте мне: пол |
Новые материалы для отделки стен |
По первой улице - с оркестром |
Аварийное и ветхое жилье ведут к катастрофе |