Главная » 2010 » Май » 14 » Белокаменная станет расписной
21:20
Белокаменная станет расписной

В Москве начались масштабные малярные работы - за это лето перекрасили примерно полторы тысячи грязно-серых фасадов. Впереди - еще десятки тысяч. Причем если в историческом центре в соответствии с канонами классической архитектуры дома обновляют в пастельные тона, то изуродованным депрессивной застройкой спальным районам обещают "безумство цвета". Теперь главное, чтобы это "безумство" не ударило по психике горожан еще сильнее, чем привычный тоталитарный серо-черный пейзаж.

О необходимости добавить Москве цвета говорят уже давно. Семь лет назад группе независимых художников впервые разрешили потренироваться на скамейках Чистопрудного бульвара. Их стараниями на лавках прописались известные киногерои, мартовские коты, рысаки и елочные игрушки. С каждым годом акция набирала обороты.

- Мы много лет убеждали городских чиновников, что нашему мегаполису жизненно необходимы яркие цвета, - рассказывает один из идеологов некоммерческого арт-движения "Игра 3000", Екатерина Попова. - Приводили в пример мэра Новосибирска, который приказал в разгар зимы перекрасить лавки в ярко-желтый. Наконец-то нас услышали, недавно сами коммунальщики сподобились перекрасить мрачные скамейки на Патриарших прудах в розово-черный. Уже - прорыв в психологии.

В очереди на раскраску - бойлерные, градирни и обшарпанные дома. Работа на некоторых объектах уже началась. Расположенные в столичных дворах бойлерные теперь украшены копиями полотен Айвазовского, видами старой Москвы, просто смешными рисунками.

Те, кто ездит по Ярославскому шоссе, не могли не заметить - мрачные девятиэтажки на глазах меняют цвет. Именно здесь власти решили начать комплексный ремонт фасадов всего района, а не отдельных строений, как раньше. Вскоре по проекту колористов городского Центра цвета в этом спальном районе будет властвовать не серый цвет, а желтый, оранжевый и голубой. Правда, в новые цвета перекрашивают не целиком дома, а только отдельные их элементы: балконы, подъезды и торцы.

- Цвет - от фиолетово-серого до желтоватого - выступит объединяющим началом, - говорит руководитель Центра цвета города Татьяна Семенова. - Именно цветом можно достичь гармонии. Для этого наш центр разрабатывает колористические концепции, проектирует колор каждого дома.

По словам Семеновой, в Москве исторически преобладали теплые тона, и это всегда учитывается при принятии решений колористами центра. Вопиющим же нарушением стиля, по мнению Семеновой, являются дома с ядовито-синими фасадами.

- Как только придет время планового ремонта этих зданий, мы обязательно уберем синеву, - заверяет колорист.

Впрочем, некоторые москвичи не ждут доброй воли городских властей добавить Москве цвета. Они берутся за кисти, валики и баллончики с краской, своими силами преображая стены мегаполиса. Именно так недавно получила "прописку" в Марьиной Роще булгаковская бесовщина. Во дворе дома 13 по улице Советской Армии появился дворик, посвященный героям легендарного романа. Кроме скульптурной композиции с Коровьевым и котом Бегемотом, авторы украсили и двор в целом. Булгаковский антураж просочился на дворовую помойку и бойлерную. Первую накрыли небольшим ретротрамваем, что в романе повернул с Ермолаевского на Бронную, обезглавив Берлиоза. Вторую расписали панорамой Патриарших аллей - тут и Коровьев, и Воланд, целых три кота и Булгаков, примостившийся на краю скамейки. Идея выпустить булгаковских демонов в Марьиной Роще пришла в голову выпускнице местного педагогического колледжа и неизвестному массам скульптору Любе Миросенко.

Свои "полотна" появляются и в самом центре города - торец Театра им. Пушкина со стороны Богословского переулка украшен гигантскими деревьями. А в 10 минутах ходьбы - в Малом Каретном переулке 16/11 - по стенам старого двухэтажного особняка бродят "тени прошлого": светские дамы с кружевными зонтиками, купцы, извозчики и иные городские типажи.

- Вечерами все смотрится довольно зловеще, будто и вправду живые, - призналась "Известиям" жительница ближайших переулков.

Те, кто не может (или не хочет) бегать по инстанциям, согласовывая новое оформление своего фасада - создают камерный уют в пределах своего жилища. Именно так поступил московский голубевод, живущий на Большой Никитской. На балконе второго этажа, окна которого выходят прямо на Театр им. Маяковского, вот уже несколько недель радует прохожих пестро расписанная голубятня. Для каждой птицы тут отдельный домик, со своим узором. У всего этого голубиного государства есть даже свой флаг. Местные жители уже прозвали этот балкон "Независимым от Москвы государством" - пестрым, ярким, веселым.

Не отстают и архитекторы новостроек - цвета, что еще недавно использовались только в дизайне интерьеров, теперь выходят на улицу. В Черемушках недавно заселен неизменно притягивающий взгляды комплекс "Авангард", получивший приз на конкурсе "Золотое сечение-2007", в Ростокине начинают строить патриотично окрашенный жилой квартал "Триколор", на Ходынском поле возвели несколько разноцветных высоток.

- В архитектуре все чередуется. После серости и мрачности всегда идет яркая полоса, - говорит руководитель Центра цвета. - Сейчас в мире, к примеру, востребовано стекло с различными декоративными художественными качествами. Так, в Кельне на стекле методом шелкографии нанесены удивительные узоры: облака, самолеты, Кельнский собор. Смотришь, и создается полное ощущение, что перед тобой реальное отражение собора. Такие проекты хорошо смотрелись бы на окраинах Москвы. Проблема в том, что цветная часть города по сути ограничивается его историческим центром. А спальные районы - это отдельные города, серые и унылые. Им нужен цвет, узоры, картины.

Как раскрасить себе жизнь
Сначала надо сделать эскиз и отнести его районным властям. Там художнику предстоит доказать, что именно его рисунок достоин всеобщего обозрения. После чего управа будет согласовывать будущее творение с вышестоящими чиновниками. Обычно процедура занимает около четырех месяцев. При этом оплачивать малярные работы из бюджета никто не будет - все работы нужно спонсировать из своего кармана. Любые споры - мол, "это же благоустройство", "у вас в плане стоит покраска фасада" - бесполезны. Деньги на подобные изыски выделяются крайне редко. Как правило, лишь если дом участвует в программе "Мой двор, мой подъезд".

"Повальная серость опасна для здоровья и психики"
Геннадий Холманских, архитектор-реставратор:
- Чем севернее город, чем меньше его обитателям достается солнечных дней, тем ярче и разноцветнее его архитектура. Но не у нас в Москве. По смелости цветовых решений новостроек столицу в последние годы опережало даже Подмосковье. Пусть там строили дома и не по индивидуальным проектам, зато раскрашивали их с большой фантазией - к примеру, в Раменском. Правда, этим летом область сделала шаг назад, приняв решение, из-за которого цветовая гамма Подмосковья сведется к желто-красному минимуму: теперь ради экономии на покраске фасадов здешние новостройки должны будут иметь облицовку кирпичную или "под кирпич". В Москве, особенно на окраинах, сегодня тоже нашлепали множество бетонных панельных домов новых серий с отделкой плиткой, имитирующей кирпич. Вроде бы дома и не серые, как прежде, а ярко-рыжие, но город-то становится однотипным. А это скучно.

Редкий пример не скучного - новая, еще не законченная школа на улице Борисовские Пруды. Ее фасады выкрашены в сиреневый цвет и опоясаны поверху яркой цветной мозаикой. Сиреневая школа - для столицы большой прогресс. Конечно, это не Шехтель с флорентийской мозаикой, но архитектор, продемонстрировавший яркий индивидуальный колористический подход к своему проекту, заслуживает одобрения и похвалы.

Увы, столичное лицо до сих пор формируют серые хрущевки, брежневки и лужковки. В одночасье их не снести, мириться с ними придется еще нескольким поколениям москвичей. Так почему не превратить их в нечто живое и веселое?

"Москва традиционно гораздо более цветная, чем, например, Париж"
Андрей Ефимов, завкафедрой дизайна архитектурной среды МАРХИ, представитель России в Международной ассоциации цвета :

- Плохая архитектура, как ее ни крась, все равно будет создавать отвратительную среду. Вот Париж, например, довольно серый, но кому это мешает? Как-то я шел с французским архитектором, и он сказал: "Какая Москва цветная, восточная". Она и в самом деле традиционно гораздо более цветная, чем Париж. Классицизм был изобретен во Франции, и там он монохромный. А в России он стал полихромным, потому что русская цветовая культура наложилась на европейскую форму. Но проблема в том, что цветная часть города практически ограничивается его историческим центром, где сосредоточены памятники, исторические цвета, где новое ведет диалог со старым. И эта часть Москвы, на мой взгляд, интереснее многих европейских городов. А спальные районы - это отдельные города, серые и унылые. Чтобы изменить их, нужны люди, которые могут думать. И власти, понимающие, что это необходимо. Но все-таки я не думаю, что главное сегодня - посредством цвета латать дыры массового строительства. Важнее - закладывать цветовую стратегию будущего. Москва активно строится, еще полвека - и москвичи могли бы жить в совершенно новой цветовой среде. Вот о чем необходимо думать.


Источник: Известия | Николай Морозов

Категория: События | Просмотров: 848 | Рейтинг: 0.0/0

Читайте также:

Домострой
Семь раз отмерь или проект деревянного дома
Советы по работе с масляной краской
Изменения в предложенные проекты
Готовь сани летом: а дом - зимой