12:37 Как работают мошенники на рынке жилья | |
Мошенничество на рынке московской жилой недвижимости приобрело такой размах, что не замечать его дальше стало уже невозможно. Недавно столичные власти объявили о намерении бороться с компаниями, предпочитающими строить вместо жилья финансовые пирамиды. За подробностями мы обратились к начальнику управления по экономической безопасности правительства Москвы Александру Корсаку.- Александр Борисович, количество жалоб на недобросовестных застройщиков превысило "критическую массу"?- К сожалению, да. Только за последнее время к нам поступило свыше 30 обращений граждан, пострадавших при соинвестировании в строительство жилья. В действиях некоторых фирм, строящих и продающих квартиры, усматриваются признаки построения финансовых пирамид. Эта проблема уже становится устойчивой тенденцией, и необходимо принимать срочные меры, чтобы она не приобрела еще больших размеров.- Какие мошеннические механизмы работают на московском рынке жилья?- Можно выделить две категории недобросовестных организаций. С первыми проще. Это чисто мошеннические, по существу, нелегальные, так называемые фантомные фирмы. Они не имеют никакого отношения ни к инвестиционным программам, ни к строительству вообще. Все бумаги у них липовые. Дома, которые они показывают клиентам, принадлежат другим компаниям. И это ст. 159 Уголовного кодекса в чистом виде. Кстати, недавно столичный УБЭП задержал группу таких мошенников, действовавших под маркой фирмы "Сибур-инвест". Привлекая средства граждан под очень выгодные ценовые условия, они их попросту обманывали. Надо отметить, что любое строительство в Москве осуществляется на основании, во-первых, постановления правительства Москвы и, во-вторых, инвестиционного контракта по каждому конкретному адресу, с указанием фирмы-инвестора. Эти документы регистрируются и имеют соответствующие реквизиты. Поэтому при покупке квартиры необходимо в первую очередь убедиться в наличии этих документов. Вторая категория – это действующие инвестиционные компании, которые формально остаются в рамках закона, и предъявить им обвинения очень сложно. Выиграв конкурс на строительство дома, такая компания привлекает в качестве соинвесторов граждан и собирает с них деньги. Причем иногда старается брать новые площадки ежегодно, даже несмотря на то, что старые в лучшем случае только обнесены забором. Действуя по такой схеме, фирмы аккумулируют огромные денежные средства, а потом затягивают или вовсе не ведут строительство. Собранные деньги "прокручиваются" в течение нескольких лет, затем их могут возвращать гражданам, но понятно, что при этом люди несут потери. Деньги на этих оборотах зарабатываются колоссальные. При этом бороться в лобовую очень трудно – договоры составляются таким образом, что в них не оговариваются ни сроки окончания строительства, ни ответственность фирмы за их нарушение, ни инфляционная составляющая. Зато застройщики прекрасно защищены фактом добровольности подписания договоров – никто не принуждал соинвесторов ставить свои подписи под кабальными условиями контрактов.- Как же вы планируете разрушать такие "пирамиды"?- Анализ показывает, что существует очень серьезный пробел в правовом закреплении отношений в процессе соинвестирования. Работать "на грани" многим компаниям до сих пор позволял правовой вакуум. С апреля этого года вступил в силу регулирующий эти правоотношения новый федеральный закон, который должен создать защитные барьеры. Но закон определяет лишь принципы, общие границы, и необходимо создавать механизмы его реализации. Таким механизмом, на мой взгляд, должен стать типовой договор на соинвестирование, действующий на территории Москвы, с обязательными ссылками на документы (с реквизитами постановления правительства Москвы о выделении участка и инвестконтракта между городом и инвестором), с конкретными сроками, с ответственностью сторон. Наверное, необходимо предусмотреть, чтобы договоры соинвестирования регистрировались так же, как и сами инвестконтракты. Над этим сейчас идет работа. С другой стороны, сегодня граждане не имеют возможности получить достоверную информацию о деятельности той или иной фирмы. И поэтому еще одним способом борьбы с недобросовестным ведением бизнеса может стать создание "Реестра деловой репутации партнеров Правительства Москвы", который позволит отсекать нечистые на руку компании. Решение о создании "Реестра" закреплено в постановлении правительства Москвы № 431-ПП от 14 июня 2005 года. Реестр не надо рассматривать как какие-то "черные" или "белые" списки. Это, скорее, аналог бюро кредитных историй. В нем будет накапливаться объективная информация о деятельности организаций, например, вовремя ли выплатила фирма кредит, всегда ли выполняла обязательства, уклонялась ли от уплаты налогов и т. д. К сожалению, у нас в стране никогда не существовало возможности получения полной открытой информации (специфическая информация ФСБ и МВД не в счет). На первом этапе реестр будет удовлетворять потребности городских структур, но в дальнейшем его данные должны стать открытыми для граждан и организаций, чтобы они могли убедиться в деловой репутации той или иной фирмы. | |
|
Читайте также:
Вечная молодость глины |
Текстильные обои украсят Ваш дом |
Прочность плюс долговечность |
Необычные дома мира. Архитектура с красотой и смыслом |
От забвения к возрождению |