Группа компаний МИАН приобрела в собственность знаменитый Дом наркомфина, который находится в Москве на Новинском бульваре, с целью дальнейшего перепрофилирования, если такой термин вообще применим по отношению к памятникам. Тем не менее теперь это будет бутик-отель. Но похоже, для дома, входившего в список 100 архитектурных шедевров, находящихся под угрозой исчезновения (его составляет и обновляет раз в два года Всемирный фонд памятников (WWF), это шанс не быть окончательно разрушенным. Объем инвестиций в проект составит примерно $60 млн, реставрационные работы планируется завершить к 2011 г.
Москва за десяток лет изменилась до неузнаваемости, и эти перемены необратимы. Реставрация архитектурной старины со всей очевидностью не в почете у нынешней столичной администрации, предпочитающей строить свое и новое, желательно еще и многофункциональное, с подземной стоянкой. Все лучше, чем такое старье, как, например, в Венеции. Как вариант - применяется «реконструкция» по мотивам исторического объекта, как в случае с Царицынским дворцом или Манежем. Лучше перед этим памятник снести до основания, как в случае с гостиницей «Москва».
Немало памятников ветшают и разрушаются, их руины некрасивы, переделать во что-то полезное сложно, хлопотно, а на реставрацию в бюджете денег нет. Правда, некоторые объекты можно хотя бы продать. Хорошо, когда тому, кто не снесет, а восстановит. Пусть даже с целью дальнейшего извлечения прибыли - но по крайней мере здание не исчезнет с лица земли.
Дом наркомфина получил шанс. В настоящее время знаменитый прежде дом-корабль, дом-коммуна находится в плачевном состоянии. Хотя здесь по-прежнему живут люди.
Коммуна «5 звезд»
Комплекс зданий Дома наркомфина - уникальный памятник мировой архитектуры XX в., эпохи советского конструктивизма. Он был построен для служащих наркомата финансов в 1928-1930 гг. архитекторами Моисеем Гинзбургом (его мастерская существовала какое-то время в этом доме) и Игнатием Милинисом. В разработке конструкций комплекса принимал участие инженер Сергей Прохоров. Постройка дома осуществлялась при поддержке Николая Милютина, народного комиссара финансов в 1924-1929 гг., его квартира располагалась в объеме над плоской крышей здания. В те времена кроме него в доме проживало 46 семей
В конце 20-х гг. пошлого века политику нэпа свернули, вернувшись к коммунистической идеологии и экспериментам с коммунами. Теоретическая деятельность того времени по созданию новых форм жилья привела к возникновению нескольких домов-коммун. Они появились не только в Москве, но и в Ленинграде, Смоленске, Ташкенте, Саратове. По мнению доктора искусствоведения, профессора МАрхИ Владимира Седова, двумя вершинами строительства и создания домов-коммун были студенческое общежитие на ул. Орджоникидзе, построенное в 1928-1930 гг. архитектором Иваном Николаевым, и сооруженный тогда же Дом наркомфина.
Моисей Гинзбург в своей книге «Жилище» (1934 г.) так описывает это творение: «Чтобы способствовать быстрейшему безболезненному переходу к более высоким социальным формам хозяйства, было запроектировано необязательное, но возможное общественное питание, стирка белья, уборка помещений и пребывание детей в детском саду. В связи с этим предполагалась постройка самостоятельного коммунального корпуса, соединенного теплым переходом с жилым корпусом. В коммунальном корпусе должны быть размещены спортзал, кухня, столовая с помещениями отдыха и летняя столовая на крыше, затем отдельно стоящий детский дом и самостоятельный служебный двор (механическая прачечная, сушилка и прочие служебные помещения)«.
«Дом наркомфина является удивительным зданием-плакатом, в яркой форме воплощающим имперскость СССР и левацкий порыв большевиков к реальному коммунизму - в отобранных, продуманных, ясных, даже изысканных формах новой архитектуры», - отмечает Седов. По-видимому, после реставрации дом будет воплощать ценности нового времени.
Отель «5 звезд»
Бутик-отели как класс появились в 1984 г. благодаря Яну Шрегеру, который перестроил старый отель в Нью-Йорке в гостиницу с удивительным дизайном. С того времени бутик-отели стали появляться по всему миру. В России же этот формат только начинает свое развитие. Как правило, такой отель рассчитан на 50 номеров (максимум 100-150), имеет сигарные комнаты или комнаты для игры в преферанс и отличается стильностью в оформлении всех гостиничных зон.
В данном случае сменяющий коммуну бутик-отель площадью более 4000 кв. м будет состоять из двух корпусов - коммунального и основного (жилого), соединенных переходом на уровне 2-го этажа. Площадь 8-этажного основного корпуса составляет около 3260 кв. м. В основном корпусе после проведения реставрационных работ, обещают в МИАН, разместят гостиничные номера, группу ресепшена, холл, гардероб, магазин, лобби-бар, административные и служебные помещения. Площадь коммунального корпуса высотой в четыре этажа составляет около 800 кв. м, в нем по задумке должны появиться переговорная, бизнес-центр, конференц-зал, фойе, ресторан, служебные и складские помещения. За отелем будет парковка, рассчитанная на 28-30 машино-мест.
Председатель совета директоров ГК «МИАН» Александр Сенаторов озвучил объем инвестиций в проект - примерно $60 млн. А реставрационные работы планируется завершить к 2011 г. Срок окупаемости - примерно 10 лет, что характерно для гостиничного бизнеса вообще.
На пресс-конференции, посвященной проекту по «перепрофилированию» Дома наркомфина, подчеркивалось: это будет именно научная реставрация с сохранением и восстановлением исторического облика здания, с максимально возможным применением тех материалов и технологий, которые использовались изначально. Концепцию подготовил главный архитектор проекта Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга.
На данный момент в здании 46 квартир общей площадью более 2000 кв. м. Как сообщили в пресс-службе ГК «МИАН», расселить осталось 15 из них, с остальными собственниками уже достигнута договоренность. Семь из оставшихся квартир - это собственность (доля) города. Что будет с жильцами, занимающими «городские» площади, пока не ясно. С собственниками восьми квартир в настоящее время ведутся переговоры по подбору нового жилья, подтвердили в пресс-службе.
В течение 2008 г. планируется совместно с проектной мастерской «Гинзбург Архитектс» разработать и согласовать градостроительную документацию по реставрации и приспособлению Дома наркомфина под гостиничный комплекс с номерным фондом в 40 апартаментов класса люкс. В МИАН говорят, что такая концепция позволит сохранить дом. Будет также сохранена и примыкающая к дому парковая зона. А инфраструктура будет функционировать именно так, как это задумывалось изначально.
В настоящее же время, по словам гендиректора «МИАН-Девелопмента» Олега Рубина, согласовано предпроектное предложение по реставрации и приспособлению жилого памятника под гостиничные цели. Согласования получены в префектуре ЦАО, экспертно-консультативном общественном совете при главном архитекторе г. Москвы, Москомнаследии, Москомархитектуры. Правительством Москвы выпущено постановление от 24.04.2007 № 323-ПП о размещении гостиницы в жилом Доме наркомфина.
Первая ласточка?
Для Александра Сенаторова это проект знаковый: впервые в Москве будет реализован коммерческий проект научной реставрации памятника конструктивизма, говорит он. «Для меня важна не только бизнес-составляющая проекта. В данном случае у МИАН есть возможность вернуть городу здание, имеющее историческое значение. Это интересно с точки зрения сложности работ. И, конечно, воссоздать такое здание - это воссоздать кусочек нашей истории», - считает Сенаторов.
Сенаторов понимает, что восстановление Дома наркомфина - дело непростое с технологической точки зрения. Здание сочетает в себе различные новаторские инженерные решения того времени. В нем специфическая, особенно на сегодняшний день, организация жилого пространства и дешевые строительные материалы. Все это, по мнению Сенаторова, хоть и представляет большую сложность для научной реставрации, но зато позволит получить серьезный опыт, связанный с процессом восстановления сложных архитектурных памятников. Кстати, Сенаторов не исключает, что Дом наркомфина - первая ласточка для МИАН. Возможно, компания и в дальнейшем будет браться за подобные проекты.
Александр Ортенберг, гендиректор компании «Штрабаг», говорит, что соблюдение старинных технологий - дело дорогостоящее и крайне трудоемкое. Например, восстановление по технологиям XVII-XVIII вв. - это работа, которая практически полностью выполняется вручную с использованием совершенно других строительных растворов. «А что уникального в технологиях и материалах, которые применялись в 1928 г.?» - спрашивает Ортенберг. Он не видит смысла их использовать при восстановлении Дома наркомфина: «Если там деревянные перекрытия, то для чего вообще их сохранять?» Скорее всего речь идет только о сохранении элементов планировки. Сумму инвестиций он оценить затруднился. Хотя, по его словам, бутик-отель - проект дорогостоящий. С учетом обстановки необходимо вложить хотя бы $5000 за 1 кв. м. «Но это $20 млн, а $60 млн надо умудриться потратить», - говорит Александр Ортенберг.
В каждом памятнике есть элементы, которые охраняются законодательством, объясняет топ-менеджер. Это может быть фасадная стена, вестибюль, уникальные своды. Но не кирпичная перегородка или кровельное покрытие. «Это вряд ли», - уверяет он.
Ортенберг приводит пример. «Штрабаг» восстанавливал памятник архитектуры по проекту архитектора Шехтеля (сдан в эксплуатацию в прошлом году) в Черкасском переулке, 7. Компания занималась его воссозданием, но деревянные перекрытия все же заменили, потому что «они не являются памятником архитектуры». А восстанавливать Дом наркомфина, полностью соблюдая технологии того времени и применяя те же материалы, нужно, только если этого требует Москомнаследие. Но вряд ли здание такого года постройки более интересно для культурного наследия, чем здания, построенные 2-3 века назад, подытоживает он.
В Доме наркомфина как минимум сменят фундамент и перекрытия, сделают «подхват железным корсетом», уверен директор по развитию компании «Бенефит Инжиниринг» Ярослав Козлов. Он объясняет, что в настоящее время изменилась окружающая среда, в которой находится здание. И те технологии, по которым оно строилось, не в состоянии выдержать нагрузки, которые сейчас обрушиваются на строение. По его мнению, полное восстановление технически невозможно. «Где найдут материалы, которые использовались тогда, и специалистов, которые все восстановят по тем технологиям?» - изумляется Козлов. Он считает, что это «громкое заявление».
Есть бесконечное количество примеров реставрации и реконструкции, рассуждает он. Как правило, оставляют небольшой участок в таком здании, полностью сохраняя его облик, но исключительно для демонстрации. Все, что возможно, заменяется. «А куда деваться? Невозможно спасти старые материалы. Например, восстановить старую штукатурку. Возможно, будут применены какие-то декоративные материалы - старые, прежние, но это будет исключительно "косметика", - говорит Козлов. - А что касается конструкции здания, то совершенно точно она будет современная». «Неужели собственники собираются делать ремонты каждые 10 лет? Не может быть», - говорит эксперт.
А зачем вообще все сохранять? Это же естественно: люди боятся, что изменится имидж здания, пропадет историзм места - то, за что и будут платить деньги постояльцы этого отеля. Мало кому интересен новодел, имитация. Поэтому, рассуждает Козлов, была придумана идея с сохранением. «Сомневаюсь, что такое возможно технически воплотить», - настаивает он.
«Дом наркомфина принадлежит к шедеврам, он входит в любой учебник по истории архитектуры как в России, так и на Западе», - говорит директор музея архитектуры им. А. В. Щусева Давид Саркисян. А Джон Стаббс, вице-президент WWF, считает чрезвычайно важным, чтобы реставрация была проведена на самом высоком уровне. По его мнению, идеально выполненные детали будут существенным элементом восстановления первоначальной эстетики здания. «Учитывая ужасное состояние и невероятную важность этого здания, его реставрация по всем правилам станет настоящим примером сохранения значительных образцов раннего модернизма в Москве и за ее пределами», - уверен Стаббс.
«Мне было бы крайне интересно посетить этот дом после реставрации и посмотреть, что из него получится, сохранятся ли минималистский дизайн и вся атмосфера дома», - рассуждает заместитель директора музея-заповедника «Московский Кремль» Зельфира Трегулова. Нынешнее посещение Дома наркомфина вызвало у нее тяжелые ощущения. «Невыносимо тяжело видеть удручающее состояние распада, когда попадаешь в такие руины», - сокрушается эксперт.
Не только в Москве
Конечно, не только в Москве разрушаются и нуждаются в реставрации памятники. В Санкт-Петербурге компания «Главстрой-СПб» (петербургское подразделение корпорации «Главстрой») будет реконструировать знаменитый Апраксин двор, ранее писали «Ведомости».
В Кисловодске AFI Development собирается сделать отель из бывшего особняка купца Калинкина 1905 года постройки. Здание расположено на ул. Володарского, 1, в границах курортной зоны города. Сохранившимся фасадом особняк выходит на Каскадную лестницу, ведущую в знаменитый кисловодский Курортный парк. В советское время, как и большинство дореволюционных построек, особняк был переоборудован для нужд отдыхающих, и там расположился санаторий «Красный Октябрь».
Но в последние десятилетия здание пришло в упадок и фактически стало саморазрушаться. В начале 1990-х гг. здание официально было отнесено к объектам культурного наследия регионального значения. В обязательства инвестора входит сохранение основной композиционно-пространственной структуры объекта.
Бизнесмен Лев Леваев на пресс-конференции компании AFI Development заявил, что сносить «никто ничего не будет»: это будет реставрация и новое строительство. По его словам, после реставрации особняк станет отелем класса люкс, вмещающим 53 номера, площадью 100-120 кв. м каждый (общая площадь - 11 000 кв. м). Проект носит название Versailles, его территория составляет 0,6 га. Работы по реконструкции начаты, строительство предполагается завершить в 2009 г.
Группа компаний «Конкор» реставрирует усадьбу «Знаменское-Раек» в Торжокском районе Тверской области. На первом этапе в дворцово-парковом ансамбле «Знаменское-Раек» восстановлен северо-западный флигель, превращенный в отель высшего класса. По окончании реставрации восстановленную усадьбу планируется превратить в культурно-гостиничный комплекс, отвечающий всем требованиям всемирной организации ЮНЕСКО к отелям сети конгресс-туризма. Со временем, по данным компании, в усадьбе будет возможно проводить международные конгрессы, конференции, симпозиумы, концерты камерной музыки, выставки живописи и аукционы предметов искусства.
Восстановлением усадеб «Конкор» занимается с 1998 г. и уже возродила городскую усадьбу XIX в. в г. Калязине на Волге. В усадьбе полностью восстановлены интерьеры, живописный сад, собраны архивы.
Источник: Ведомости | Мария Бунина